Помогите снять квартиру!

Материалы номера - - 31 мая, 2012 | 20:00

Оценка работы того или иного агентства недвижимости – это просто максимум субъективизма. Качество предоставляемых услуг зависит от психологической совместимости клиента с агентом, от сезона и просто от удачи. Несмотря на это, редакция журнала "Дождь" пошла на очередной эксперимент.

Моя легенда

Решив сравнить несколько агентств практическим методом, я сразу же попала в разряд "плохих клиентов". Во-первых, у меня нет необходимости заселиться в ближайшие пару дней, а это значит, что я могу капризничать и искать идеальный вариант недели и месяцы.

Во-вторых, работая параллельно с несколькими агентами, я вожу их за нос, ведь процент от сделки получит лишь один, а остальные впустую потратят время. А уж тот факт, что на самом деле я в съемном жилье не нуждаюсь, – вообще преступен. Поэтому перед тем как приступить к работе, пришлось оправдываться в собственных глазах пользой, которую смогут извлечь читатели из этого материала.

Итак, моя легенда. Хочу съехать от родителей и попробовать свои силы в самостоятельной жизни. Ищу 1-комнатную квартиру с приличным ремонтом, мебелью и бытовой техникой. Рассматриваю Оборону, Заречный и центр города. Готова платить 12 000 рублей в месяц. Проживать буду одна.

Немного теории

Агент по недвижимости – это что-то вроде свахи: не самая жизненно необходимая профессия, без представителей которой можно было бы легко обойтись, если бы не одно но: самостоятельно выйти на арендодателя сегодня практически невозможно. Газеты, интернет, уличные доски объявлений – все на 99,9% забито предложениями посредников. Проведя полдня на телефоне и окончательно удостоверившись, что иначе – никак, мы все же решаемся на работу через агентство, а это значит, им придется заплатить – 50% от месячной стоимости жилья при сделке на короткий срок и 70% – на длительный.

Главное – начать

Для сравнения выбираю региональное агентство "Этажи" с более чем 11-летней историей и "Адвекс-Т" – 7 офисов в Тюмени, а также представительства в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Воронеже. К этим двум гигантам для пущей интриги добавляю агента Надежду Николаевну, которая работает на себя, свой бизнес никак не оформляет и выйти на которую можно лишь по рекомендации или случайно набрав ее номер из очередного фэйкового объявления.

Начинаю свои поиски в воскресенье – по-моему, идеальное время для занятого пятидневкой человека. Со мной совершенно согласна Надежда Николаевна – она вообще работает без выходных и обеденных перерывов. А вот в "Адвексе" на звонок не отвечают. Оставляю заявку на сайте (кстати, он очень удобный и информативный), но ответ в виде звонка агента получаю лишь в понедельник. В "Этажах" трубку снимает диспетчер, а через минуту уже приходит смс с именем и номером агента и благодарностью за доверие.

В итоге первые показы с "Адвексом" и "Этажами" случаются лишь во вторник и среду соответственно: то хозяева раньше не могут, то квартиры подходящей нет. К этому времени я уже отсматриваю три варианта с Надеждой Николаевной. Правда, не все они соответствуют предварительному описанию: "евроремонт" оказывается косметическим подшаманиванием, "современная бытовая техника" наводит на мысли о 90-х. Это обычная ситуация при работе с агентами-частниками. Они пользуются общегородской базой и просто физически не могут посмотреть все предлагаемые квартиры заранее. Зато ни на один показ я не добиралась самостоятельно, а в дороге слушала многочисленные байки, истории и советы, как произвести хорошее впечатление на хозяев.

Из других агентов всю полезную и бесполезную информацию приходилось вытягивать, а до квартир я добиралась исключительно своим ходом. Зато в предлагаемых вариантах было гораздо меньше сюрпризов, не считая того, что по цене меня сходу переориентировали на 14 тысяч.

Работа "в поле"

Если взглянуть на ситуацию в общем, то задача агента – не найти идеальный вариант, а просто совершить заселение, ведь, напоминаю, клиент не оплачивает все потраченное время. Поэтому харизма, умение говорить и уговаривать, способность вызывать доверие, но при этом быть терпеливым по отношению к капризному клиенту, – все это профессиональные качества хорошего агента.

Надежде Николаевне очень сложно сказать "нет". Она энергичная и боевая. Строит и хозяев, и меня. Умудряется сбивать цены, может убедить кого угодно и в чем угодно. С одной стороны, это приятно: чувствую себя с ней как за каменной стеной. Но, боже мой, как тяжело отказываться!

Агенты из "Этажей" и "Адвекса" более деликатные. Наверное, поэтому во время показов их словно нет: все вопросы задаю я, самостоятельно отстреливаюсь от нападок хозяев на мою кандидатуру.

Последний штрих

Не будь я "плохим клиентом", последним штрихом стала бы моя роспись в договоре (все договоры заключаются на месте, у каждого агента есть при себе типовой бланк). Но в моем случае завершить сотрудничество нужно было отказом от услуг. "Этажам" и "Адвексу" я сообщила прямо, мол, извините, передумалось. "Порвать" с Надеждой было сложнее. Уже после четвертого показа она начала на меня откровенно давить. Я, разумеется, при всем желании поддаться на уговоры не могла. Ее стремление пристроить меня было так велико, что сказать правду язык не поворачивался. Слава богу, терпение моего агента лопнуло быстрее: после пяти дней работы Надежда просто перестала мне звонить.

Вывод

Распределив всех "конкурсантов" в таблице и оценив по 5-балльной шкале, я пришла к выводу, что у нас, в общем-то, ничья, хотя есть явные лидеры в различных позициях. Оно и понятно. Частные агенты работают на себя и оклада не имеют. Поэтому им важно работать четко, заселять быстро. С такими людьми стоит работать тем клиентам, у которых временной критерий также в приоритете. Потенциальным арендаторам, настроенным на долгие поиски, больше подойдут агентства. Впрочем, данные советы весьма условны: человеческий фактор никто не отменял.

Автор: Екатерина Хромова
Теги: 2012/3 , Недвижимость , Тайный покупатель
   

Другие материалы номера: