Счастье по купону

Материалы номера - - 19 апреля, 2012 | 11:49

Покупать через Интернет – модно, удобно и выгодно. Тем более если товары и услуги предложены с уникальной скидкой – до 90 процентов! Ну как тут пройти мимо? Даже искушенные шопоголики не смогли устоять против захлестнувшего Тюмень в 2011 году увлечения – купономании. Где можно достать заветный "талончик", и какие подводные камни ожидают покупателя?

Что это и с чем едят?

Перед американскими пиарщиками стояла сверхсложная задача – изобрести новый маркетинговый ход. Казалось бы, чем можно удивить в начале 21 века? Однако профессионализм не пропьешь: пиарщики взяли старые добрые скидки, успех которых обусловлен самой потребительской психологией человека, и довели их до абсурда, умножив в 10-15 раз. Так появились так называемые купоны. При покупке какого-либо товара или услуги в определенном месте они дают право на значительную скидку – обычно от 40 до 90 процентов. Купонами торгуют на специальных сайтах. В Рунете их расплодилось уже достаточно, но лидеры рынка общеизвестны: Groupon.ru, Biglion.ru, KupiKupon.ru, Vigoda.ru, Kuponator.ru. Ежедневно там выкладывают несколько новых предложений (надо выбрать свой город). Со скидками можно купить почти все: маникюр и стрижку, фитнесс и баню, кофе и суши, эротический массаж и медицинское обследование, отдых в отеле и курсы японского языка, отбеливание зубов и профессиональную фотосессию, не говоря уже о сотнях различных товаров из интернет-магазинов. Попадаются и более экзотические предложения: скидки на изменение формы ушей в клинике пластической хирургии, полет на вертолете над ямальской тундрой, искусственное оплодотворение, миллион алых роз для любимой – в общем, на любой вкус.

Где купить?

Чтобы влиться в клуб любителей сэкономить, необходимо зарегистрироваться на скидочном сайте (лучше на нескольких!), указав адрес электронной почты. Также следует обзавестись банковской картой, подключенной к услуге "Мобильный банк". Все купоны оплачиваются картой через систему электронных платежей, а для безопасности транзакции вы вводите одноразовый пароль, который приходит в виде смс-сообщения. Навигация на купонных сайтах интуитивно понятна даже новичку: как правило, достаточно выбрать услугу (товар) и "кликнуть" по большой кнопке "Купить". Иногда предлагается выбор: скажем, купить один урок вальса с учителем танцев за 200 руб. или курс из пяти уроков за 900 руб. Для того чтобы порадовать вас колоссальной экономией, на сайте обязательно укажут, сколько данная услуга стоит без скидок: "200 руб. вместо 1100". Когда сопоставляешь эти цифры, рука так и тянется к заветной кнопке "Купить". Однако есть обязательное правило: прежде чем платить, обязательно прочтите условия, которые мелкими буквами следуют после красочной иллюстрации. Из "условий" вы узнаете, что воспользоваться купоном необходимо в определенный срок (если забудете – купон станет недействителен), что купон одноразовый и действует на одного человека, что нужно заранее позвонить и записаться на определенное время и т.д. Если проигнорируете условия, то вполне можете остаться ни с чем. Например, одна моя знакомая купила купон на заказ шикарного именинного торта в некой кофейне со скидкой 60%, но не потрудилась прочесть, что заказ нужно сделать за 3 дня до торжественной даты. Она позвонила в кофейню накануне дня рождения и получила отказ: кондитеры уже расписали себе работу на выходные. Пришлось угощать гостей обычным магазинным пирогом взамен обещанного эксклюзива.

Как это работает?

Вы спросите: неужели продавцы услуг работают себе в убыток, предоставляя такие колоссальные скидки? А ведь им еще нужно платить немалые отчисления посреднику – купонному сайту! Дело в том, что для ряда заведений гораздо выгоднее продать свою услугу по минимальной цене, нежели простаивать в ожидании случайных посетителей. Скажем, открылся в городе новый боулинг. Разместив акцию на купонном сайте, этот боулинг, во-первых, заявит о себе, а во-вторых, привлечет определенное число клиентов, которые, возможно, потратят деньги на сопутствующие услуги (пиво, чипсы и проч.), а если им понравится, придут снова – уже за полную стоимость. В общем, работают простые правила рынка: заведение выживает или за счет большой наценки, или за счет большого оборота. В нашем случае гарантируется оборот – в крупных городах одну услугу по купону могут купить сотни, а то и тысячи человек.

Однако есть недобросовестные продавцы услуг, которые не стесняются мухлевать. Скажем, дешевая парикмахерская, которая ютится в обитом пластиком закутке на задворках города, берет за наращивание ресниц 900 рублей. Заключая услугу с купонным сайтом, ее владелец присылает картинку крутого заморского салона красоты, а в описании указывает такую стоимость: "800 руб. вместо 2000". То есть стартовая цена услуги сильно завышена, а реальная скидка совсем невелика. Разумеется, взыскательные клиентки в эту парикмахерскую больше не придут – а хозяевам и не надо. Вы уже купили этого кота в мешке.

Осторожно, "развод"!

Во многих случаях приобретение купона – действительно выгодное дело, и люди остаются очень довольны, получив товар (услугу) по цене ниже рыночной. Но мы уже привели два факта, когда увлечение купонами сработало против клиентов. Случаев таких, увы, множество. Например, нашумевшая история: несколько десятков семей приобрели онлайн-скидку на отдых в сочинском отеле, а когда приехали – с чемоданами и утомленными дорогой детьми – обнаружили полуразвалившийся пансионат, в котором свободных номеров было в разы меньше, чем обладателей купонов. Но откровенное жульничество (фирма, предоставляющая услугу, закрывается, распродав купоны, а телефон не отвечает) встречается редко. Гораздо чаще услугу вам предоставляют, но, как говорится, спустя рукава, либо пытаются "развести" на дополнительные траты. В косметологии после чистки лица "по купону" настаивают на необходимости платной (и недешевой!) маски. В стоматологии выясняется, что анестезия не входит в стоимость купона на пломбирование зуба. На процедуре шоколадного обертывания вам размазывают по спине лишь пару ложек шоколадной массы, хотя вы ожидали неги для всего тела. В нейл-баре вам делает педикюр малоопытная ученица, которая к тому же пользуется самыми дешевыми лаками. При заказе суши по купону вдруг выясняется, что скидка распространяется лишь на самые непопулярные позиции меню, да к тому же за доставку по городу нужно платить еще 150 руб. Ну и так далее. Но более всего клиентов обижает так называемое "отношение по купону": рядовой исполнитель услуги, который получит за работу минимум (или ничего), не скрывает раздражения и едва ли не бросает вам в лицо: "халявщики".

Советы бывалых

Чтобы предостеречь вас от лишних трат и разочарований, мы сформулировали пять советов для начинающих купонщиков.

  1. Внимательно читайте условия акции и соблюдайте их.

  2. Особенно читайте условия в том случае, если вам продают не саму услугу, а только скидку на нее (например: 50% от суммы чека в пиццерии "Такая-то"). В случае если у вас остались вопросы/сомнения, перед покупкой купона звоните по указанному в условиях телефону.

  3. Картинка или красочное описание на сайте не всегда отражает реальность. Перед покупкой услуги/товара у неизвестного вам продавца постарайтесь найти в интернете отзывы о нем и реальные фото.

  4. Старайтесь избегать слишком значительных трат на купонных сайтах. При покупке турпоездки с пятизначной ценой риски возрастают в разы.

  5. В случае если вас обманули или услуга предоставлена некачественно, вы имеете право обратиться к администрации купонного сайта с требованием вернуть деньги.

В общем, "смотри, что берешь". Во время самых жарких скидочных кампаний попытайтесь сохранить холодную голову, ведь обществу потребления уже не раз твердили: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Как и сыр со скидкой 90 процентов.

Автор: Анна Кутузова
Теги: 2012/2 , Инструкция
   

Другие материалы номера: