Джа, ромалэ!

Материалы номера - - 30 октября, 2012 | 12:05

Коллектив цыганского творчества "Милай", действующий при Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий, недавно отметил свое семилетие. О том, как можно стать членом ансамбля, придерживаются ли его участники национальных традиций, и чем зарабатывают на жизнь, "Дождю" рассказала руководитель коллектива Ирина Кузнецова.

Девушки быстро выходят замуж

Цыгане, с точки зрения ЮНЕСКО, являются нацией, требующей особой охраны и заботы из-за своей самобытности.

- Цыгане очень гостеприимные, - рассказывает руководитель ансамбля и преподаватель Академии Ирина Кузнецова. – И у них всегда очень чисто, особенно, что касается кухни, туалета. Богатые столы. Они верующие, соблюдают религиозные праздники.

Цыгане помнят весь религиозный календарный год. Мы стремимся сделать так, чтобы цыгане могли зарабатывать в этой жизни при помощи своих талантов. Они ведь очень артистичные, никогда не "тушуются" на публике, хорошо поют, танцуют, умеют завести зал…

Как уверяет Ирина Витальевна, в коллективе нет людей, у которых не было бы цыганских корней. Правда, нет и цыган в чистом виде – так сложилось в Тюмени, что таборные цыгане не готовы к зарабатыванию денег творчеством.

- У меня цыганкой была бабушка. Кстати, замуж вышла за офицера. Она умерла в 1989-м году, - рассказывает Кузнецова.

Именно бабушка научила внучку гадать на картах, передала ей музыкальный слух и выучила нескольким цыганским словам:

- Конечно, я говорить не умею. Купила самоучитель, учусь. То, что помню из детства, очень пригождается. Но мы, потомки оседлых цыган, крайне плохо знаем свою родную культуру. Бывает, найдешь какую-то песню, поешь знакомым, которые оседлые, работающие цыгане – а они радуются, говорят: "Да, да, кажется, мы от бабушки эту песню слышали… Надо будет выучить!"

Сейчас в ансамбле есть костяк – четверо музыкантов (сама Ирина – солистка, скрипачка Анастасия Платонова, гитарист Игорь Евдокимов, солист и гитарист Александр Соловьев) и две девушки-танцорки (Света Потанина и Света Кулагина). Танцорок за время работы ансамбля сменилось уже несколько.

- Девушки красивые, музыкальные – очень быстро выходят замуж, - поясняет Ирина Витальевна. – У тех, кто первый был, дети уже могли бы выйти на сцену – есть у нас планы создать детскую группу при ансамбле. Это всегда здорово сморится. Конечно, на гастроли или заработки их не возьмешь, но на академические концерты, думаю, запросто. Дети всегда украшают табор…

На репетиции людей бывает больше, особенно танцоров, но выступает "Милай" составом из шестерых человек. Больше просто экономически невыгодно возить.

- А учитывая, что мы не только творчеством занимаемся, но и зарабатываем – мы просто не нашли бы заказов, если бы нас было больше. Дорого это, мы ведь живьем поем… В городе есть и другие ансамбли, исполняющие цыганские песни, но они больше ориентированы на заработок. И работают под фонограмму. Это дешевле, но не так душевно и красиво. Песню ведь поешь каждый раз по-разному, где-то под зал подстраиваешься, где-то настроение не такое, как в прошлый раз.

Новичка можно найти и на улице

Создание такого ансамбля – большое творчество. Конечно, представителям академической науки, пусть и музыкальной, хочется исполнять фольклор в чистом виде.

Но, как показывает опыт, он сейчас мало интересен публике – это касается и русских, и цыганских, и любых других народов. Поэтому иногда пытаются адаптировать исторически верные песни к современным реалиям.

Новички в любом творческом коллективе, где народ может выйти замуж и родить ребенка – не редкость. Периодически приходится искать им замену. Где?

- Вплоть до улицы! Я могу идти и увидеть девочку, похожую на цыганку, и спросить – цыганка, нет? Конечно, первое впечатление: все пугаются. Но я приглашаю на репетицию, на концерт, люди приходят, вдохновляются… Плюс институт, у них есть навыки работы на сцене, самопрезентации… Музыкантов, конечно, найти сложнее, нужны люди, у которых есть музыкальное образование.

А еще бывает непросто выйти из образа поющей цыганки и стать педагогом вуза. Педагог же – человек корректный, с литературной речью, субординацией, отчетами… А цыганка может подойти к любому человеку и запросто выдать то, что думает.

- Да, я могу студентам на паре сказать: "Так, ромалэ!" Наверное, я все же больше цыганка, то есть артистка. Раньше я была более зажатой, где-то приходилось не то, чтобы лицемерить, но скрывать правду, недоговаривать. А сейчас поняла, что говорить правду легко! В этом смысле цыгане мне очень помогли.

С мечтой о дальних странах

Есть, конечно, несколько проблем у академического табора. Например, пока не удается плотно задружиться с тюменскими таборными цыганами.

- Мы общаемся с цыганами, которые живут в городе давно - они не кочевые. Должна сказать, что традиции утрачиваются. Например, по традиции девушкам-цыганкам нельзя выстригать челку - выстригают, нельзя носить брюки – носят. Но сам дух, сама суть цыганской жизни, конечно, сохраняется. Это очень свободолюбивый и своенравный народ. Чуть что не так – сразу "прокляну!" Есть вот эта традиция восточная "пыль в глаза": если выходишь из дома, то как новогодняя елка. Может, дома даже покушать нет ничего, но ты идешь вся в золоте, в шикарной юбке, красиво, у меня все есть, я в достатке.

У цыган вообще хорошо получается все, что связано с деньгами. Вот сейчас те, кто пытается зарабатывать по-честному – торгуют на рынке, в поездах. Жалко, что гадать уже мало кто умеет - меня удивило, когда местные цыганки просили погадать на картах. Я знаю, что их предки в Сибири жили как раз за счет того, что очень хорошо гадали, и им сельские жители приносили продукты в качестве оплаты.

Другая проблема: многое коллектив вынужден покупать за свой счет, для этого, в общем, заработки и нужны…

- А еще мы хотим выезжать в другие города, может быть, даже в другие страны на международные различные этнические фестивали. На том уровне, на каком могли себе позволить, мы поучаствовали во всех, какие были, этнических и фольклорных фестивалях.

Хочется посмотреть, как работают другие, даже выиграть не обязательно - нам просто интересно общаться. Потому что любоваться только на себя любимых – это путь в никуда.

Автор: Елена Майсюк
Теги: 2012/6 , Фольклор
   

Другие материалы номера: