По следам "Переполоха"...

Материалы номера - - 18 октября, 2012 | 15:43

Еще пару лет назад форум одного тюменского портала пестрел всевозможными вариантами популярного тогда развлечения - сити-квеста. Сегодня человеку несведущему трудновато найти информацию об этих играх: есть ли они вообще, когда проводятся и как можно принять участие в городских приключениях. Но читателям "Дождя" повезло, наш корреспондент разузнала о том, кто, где и во что в Тюмени играет.

Только Encounter

В настоящее время в Тюмени играют только в Encounter. Этот мировой проект добрался до нас несколько лет назад и с тех пор обзавелся своими поклонниками. Его родина - Минск, а к нам, как и многие сити-квесты, пришел из Екатеринбурга. Эта приключенческая, творческая, интеллектуальная игра проводится в реальном мире, на улицах города. Суть, как в большинстве компьютерных квестов: найти коды, выполнить задания, желательно сделать все это первым. Желающие поиграть должны создать команду, придумать название и разделиться на участников штаба и полевых игроков. Первые находятся в определенном месте, например, дома, и координируют команду на выезде, решают интеллектуальные задания. Вторые - бегают по точкам игры, собирают коды, лазают по трубам, заводам, недостроенным зданиям, плавают и ныряют при необходимости, в общем, изрядно трудятся физически.

Encounter по-тюменски делится на шесть проектов: "Схватка", "Точки", "Мозговой штурм", "Фотоохота", "Видеоохота" и "Фотоэкстрим".

"Схватка" - пожалуй, самая сложная из всех игр, она же основная. Может длиться более 20 часов. Чаще командная. Участники получают задания на сайте (72.en.cx), "движке", говоря на игровом сленге. В них зашифрованы места в городе или окрестностях. Разгадав место и приехав туда, нужно найти игровой код (например: EN1234567, где EN – префикс, собственно, игры). Он может быть написан где угодно: на трубе в подвале заброшенного здания, подвешен на верхушке дерева, утоплен в речке. Код на месте может выдавать агент в обмен на что-нибудь, что участники должны сделать.

Добыв шифр, команды вводят его на игровом сайте, и если код верен, получают следующее задание. И так от уровня к уровню. Победитель (тот, кто быстрее всех выполнил все задания) получает призовой фонд. Начавшись поздно вечером, игра, как правило, продолжается пять-семь часов. Здесь любители полазить по заброшенным зданиям, стройкам, трубам, вышкам всласть набалуются.

"Точки" - игра рассчитана на 2-3 часа. Очень похожа на "схватку", там нужен штаб, регистрация на сайте. Это увлекательно-познавательное автомобильное ориентирование, впрочем, оно может быть пешеходным или велосипедным. Участники получают задания. В них зашифрованы места в городе или окрестностях. Разгадав место и приехав туда, командам нужно найти игровой код. В отличие от "Схватки", его несложно добыть. Побеждает тот, кто быстрее всех побывает на всех точках. Это относительно легкая и приятная игра. Очень хорошо подходит тем, кто после офисной недели хочет размяться и развеяться. Здесь не нужно нигде лазить и никуда вскарабкиваться, поэтому играть можно в повседневной одежде, редко когда требуются фонарики или еще какие-то специальные приборы.

"Мозговой штурм" - проходит каждый день, так как является виртуальной игрой. Через интернет могут играть одновременно тысячи участников со всего мира. Как правило, это интеллектуалы, которые, например, в схватке представляют штабных игроков. Они что-нибудь угадывают, решают головоломки и ребусы или просто отвечают на вопросы. Существует множество форматов игры, но неизменно участникам приходится думать и, таким образом, развивать свой навык мышления. Так, штабники тренируют мозги, разминают интеллект. В игре замечено большое скопление ЧГКашников (Что? Где? Когда?), тюменских в том числе. Как водится, побеждает тот, кто быстрее всех выполнит задания, ответит на вопросы.

"Фотоохота" и "Видеоохота". Два творческих проекта, в которых участники снимают, соответственно, фото и видео. Задание также выдается на "движке", оно может быть в виде стихотворения, крылатого выражения, которое нужно проиллюстрировать фото- или видеорядом. Игра может длиться неделю или больше, для того чтобы у участников было время подготовить съемку, реквизит, сделать монтаж и т.д. Оценивают игру специально приглашенные судьи, которые могут быть как профессионалами, так и просто соседями организаторов. Время выполнения заданий не влияет на результаты игры, однако все фотографии нужно успеть загрузить на сайт до ее окончания.

"Фотоэкстрим" - похожий на предыдущие два проекта, но на игру отводится семь часов, за это время нужно выполнять конкретные фотозадания. Например, сфотографировать играющих в шахматы людей под водой. Оценивается фото по баллам, исходя из того, насколько выполнены условия задания. За каждый критерий - определенное количество баллов.

NightFest

Этим летом тюменские организаторы и авторы игр провели довольно значимое для увлеченных по всей стране игроков мероприятие - молодежный фестиваль городских экстремальных игр NightFest. Пятый фестиваль, проходивший до этого в Санкт-Петербурге, Москве и Ярославле, доверили провести тюменцам. В итоге в областном центре собрались "игроки" из 13 городов России и ближнего зарубежья.

Фишка каждого фестиваля – презентация новых игр. Тюменские ребята в грязь лицом не ударили и удивили гостей своими проектами, аналогов которым в России нет. Один из них "24 дозы". Игра длится 24 часа, команды получают одно задание в час, если не успели, им все равно выпадает следующее, предыдущее остается еще за ними, нужно его "добить" в любом случае.

Второй проект - "Доминатор". Здесь задача команд - захватить доминионы, их несколько, чтобы это осуществить, нужно собрать ключ, т.е. выполнить задания.

Всего организаторы провели для участников фестиваля четыре игры. Кроме названных выше, был туристический пешеходный квест по Тобольску и приключения по лесу под Тюменью. На подготовку к такому масштабному делу ушло полгода.

Потеря интереса

Почему же спал ажиотаж, игры практически исчезли, а если на объявленные приезжает больше 10 команд - уже счастье? Это при том, что раньше при таком количестве квест, скорее всего, перенесли бы, пока не накопится больше желающих. Одна из причин - большинство возможных мест для поисков кодов уже изъезжены, да и не по разу. И постоянным участникам просто стало неинтересно гонять по одним и тем же стройкам, бункерам, вышкам. А новичков отпугивает, как ни странно, технический прогресс. С появлением всевозможных гаджетов - от электронных карт, мобильного интернета, GPS-навигаторов до приборов ночного видения - выигрывают чаще команды, вооруженные всеми этими чудесами до зубов. А новички не видят смысла ради одной игры (вдруг не понравится!) экипироваться по полной. Вот и получается, что упрощение в организации, создание сайтов-движков, использование всевозможных примочек упростило городскую приключенческую жизнь.

Из истории

А началось все с "Переполоха". В первой половине 2000-х годов Максим Тищенко решил организовать в Тюмени городской квест, идею которого привез из Екатеринбурга. "Переполох" был веселый и замечательный, по мнению всех участников. Все просто и понятно. Соревновались на автомобилях, выполняя задания по городскому ориентированию, физические, интеллектуальные и психологические тесты, а также проверку на выносливость, находчивость, быстроту мышления и взаимодействие в команде. Для участия необходимо было иметь машину, фонарик, фотоаппарат, карту города, мобильный и команду штабников, хоть немного ориентирующихся в Тюмени, желательно с интернетом под рукой. У самых технически продвинутых были ноутбуки. Пик популярности пришелся на 2007-2008 годы, так, на закрытие очередного сезона игр собрались 94 машины, это абсолютный рекорд Тюмени, побить который не удалось с тех пор ни одному квесту.

Призовой фонд

За участие в сити-квесте, как правило, берется небольшая плата, в среднем, 150 рублей. Половина общей суммы составляет призовой фонд, вторая идет на организационные моменты, типа оплаты бензина организаторам, покупки баллончиков с краской и прочие хозяйственные нужды.

Автор: Евгения Тенегина
Теги: 2012/6 , Молодежь , Тюмень , Хобби
   

Другие материалы номера: