Искусство составления резюме

Материалы номера - - 06 июля, 2012 | 12:38
Фото с сайта collegecandy.files.wordpress.com
| Фото с сайта collegecandy.files.wordpress.com

"Без бумажки ты – букашка. А с бумажкой – человек!" - гласит народная мудрость родом из двадцатого века. Очень нужные бумажки сопровождают нас с рождения, и сегодня поговорим об одной из них – так называемой Сurriculum vitæ (CV), что в переводе с латыни означает "ход жизни". Кстати, весьма актуальный документ для выпускников.

Современное резюме, требуемое для трудоустройства, в самом деле является жизнеописанием, хотя охватывает только нашу после-школьную биографию. В Интернете можно найти сотни образцов резюме и профессиональных рекомендаций по его составлению. Нередко они противоречат друг другу. Это связано с тем, что требования к CV сегодня уже отличаются от принятых 10, 20 лет назад (например, раньше информация об образовании обязательно шла перед графой "профессиональный опыт", а теперь сведения об опыте работы кадровым службам интереснее, чем дискредитировавшие себя дипломы о высшем образовании). Кроме того, крупные работодатели изобретают корпоративные правила резюме: кому-то нужна графа "увлечения/хобби", чтобы легче составить психологический портрет претендента, а кто-то требует указать размер заработной платы у прежних работодателей, дабы таким образом понять "цену" специалиста… В общем, практика многих поколений показывает: нельзя в поисках работы рассылать во все организации одинаковое, сделанное под копирку резюме. Дифференцированный подход с учетом психологии конкретного работодателя – кратчайший путь к успеху.

Что необходимо указать

Итак, составим для наших читателей рецепт классического сurriculum vitæ, который хорош тем, что знаком и удобен большинству руководителей и кадровиков.

Личные данные

Здесь указываются ФИО, возраст (лучше точную дату рождения, особенно если вам еще нет 25 лет), семейное положение (от женщин часто требуют информации о детях – их число и возраст), контактные данные (не только телефоны, но и e-mail, Skype, ICQ, если вы ими пользуетесь – это облегчит связь с вами и скажет о вашей технической "продвинутости"). Жителям мегаполисов советуют указывать и район проживания с ближайшей станцией метро, но тюменцам есть смысл вводить эту строчку только если вы живете, скажем, в Ялуторовске, а работать собираетесь в областном центре.

Желаемая должность/оклад

Если направляете резюме на конкретную вакансию, то достаточно указать ее (именно так, как увидели в объявлении). Если ищете "что-нибудь в этой фирме", то укажите желаемые позиции, начиная с самой вожделенной, например: редактор, журналист, PR-менеджер. Позиций должно быть максимум три-четыре: сейчас ценятся специалисты, которые точно знают, чего хотят. Уровень желаемой зарплаты – вопрос интимный. Если вы – новоиспеченный выпускник, и для вас важнее набраться опыта, получить хорошую строчку в будущем резюме, то денежный вопрос можно отложить до "очной ставки".

Образование

Если у вас несколько, то первым указывается то, которое имеет отношение к вакансии. Пишем полное название учебного заведения (разумеется, среднюю школу опускаем, даже если это была крутейшая гимназия региона), факультет, специальность, годы обучения, имеется ли диплом с отличием. Не забудьте о дополнительном образовании: курсы повышения квалификации, семинары и проч., участие в которых подтверждено документами и сертификатами. Автошколы и языковые курсы указываем в этой графе только в том случае, если это принципиально важно для вашей будущей работы. Впрочем, для них существуют отдельные пункты (см. ниже).

Профессиональный опыт

Важнейшая графа. Если вам есть чем похвастаться, поставьте трудовую биографию до сведений об образовании. Начинать следует с последнего места работы. Указываем полное название и профиль деятельности организации, даты начала-окончания работы там, должность (если был карьерный рост, то должности). Далее неплохо бы перечислить основные обязанности и достижения (благодарности и премии, повышение прибыли, снижение затрат – лучше с цифрами). Если за полгода вы сменили четыре-пять мест работы, пишите только те, которые соответствуют желаемой теперь должности. Категорически рекомендуется пользоваться "красивыми словами" при перечислении навыков и обязанностей (например, одна скромная нянечка в резюме описывала свои функции фразами вроде "мониторинг наличия и состояния игрушек"). Но не перегибайте палку: ответственный кадровик непременно "вычислит", если припишете себе лишнего. Если у вас вообще нет опыта работы, можно указать практику, которую вы проходили еще во время обучения.

Знание языков

Укажите уровень владения иностранными языками. Не просто "английский", а "английский на высоком разговорном уровне; могу вести переписку и телефонные переговоры". Если есть сертификаты, результаты специальных экзаменов – не забудьте упомянуть. В случае если ваша будущая работа не потребует иностранной лингвистики (например, устраиваетесь токарем), этот пункт можно опустить. Скромно пропустят его и те, кто языков вообще не знает, то есть уровень определяется мычанием "Лондон из зе кэпитал оф Ингланд" по учебнику.

Навыки работы с ПК

Опять же эта графа не требуется повару или крановщику, но важна для "белых воротничков". Степени компьютерной грамотности варьируются от "пользователь" до "эксперт". Перечислите стандартные офисные, а также специальные программы, с которыми хорошо знакомы. В ряде случаев полезно упомянуть про "высокую скорость слепой печати".

Дополнительная информация

Все, что может склонить чашу весов в вашу пользу: наличие водительских прав и собственного авто, загранпаспорта, своей клиентской базы, возможность выезжать в длительные командировки. В случае необходимости сливайте воедино пункты резюме 5, 6 и 7.

Личные качества

Этот раздел работодатели читают одним глазом, потому что себя расхвалить может каждый. Но пропускать его не стоит. Кратко опишите свои реальные качества, которые вам пригодятся на будущей работе. Менеджер по рекламе напишет про коммуникативные навыки, доброжелательность, терпение, а бухгалтер сделает акцент на усидчивости и внимательности. Говорят, очень хорошие шансы у водителя или инженера, который бесхитростно укажет в этой графе "совсем непьющий".

Увлечения/хобби

Эта дополнительная графа нужна тем специалистам, которые считают, что их увлечения благотворно сказываются на профессиональных качествах. Например, работники умственного труда, намекая на свою эрудированность, укажут в списке хобби чтение художественной и специальной литературы, интеллектуальные игры, самостоятельное изучение языков. Официантка, которая занимается танцами, напишет об этом, поскольку умеет красиво, изящно двигаться. Какое-нибудь экзотическое хобби (разведение дома гекконов или полеты на воздушном шаре) может просто привлечь внимание к вашему резюме, что порой крайне важно.

Рекомендации

Это последний пункт, но по факту очень важный. Подумайте, кто из специалистов мог бы охарактеризовать вас как работника – бывший начальник, коллега, клиент, научный руководитель? Укажите их ФИО, контактные данные, места работы. Можно заранее попросить два-три рекомендательных письма (для солидности – на бланке организации).

Фото увеличит шансы?

Нужно ли помещать в резюме фотографию? Однозначно да, если претендуете на должность, где имеет значение презентабельный внешний вид (руководящие должности, сфера обслуживания - при работе непосредственно с клиентами). Рекрутеры отмечают, что фото в CV позволяет легче представить себе человека, а при прочих равных выбирается кандидат с привлекательной или внушающей доверие внешностью. Обязательно приложите фотографию хорошего качества, желательно без фона, только портрет! И помните, что неудачный снимок может сразу лишить вас шансов на собеседование – несмотря на все на свете кампании против дискриминации.

Творческий подход

Еще один часто возникающий вопрос – в каких случаях можно отступать от канонов составления резюме и отправлять работодателю креатив на тему "Любимый я"? Ответ прост: если это уместно, то да. Претендуете на творческую работу и стремитесь выделиться из потока кандидатов – составьте необычное по содержанию и/или внешнему виду резюме. Оформите его в виде вашей странички ВКонтакте, меню фешенебельного ресторана, технической инструкции по эксплуатации или обложки Forbes (чувство юмора и Photoshop вам в помощь). В общем, подходите к делу творчески. Даже обычное по содержанию резюме можно оформить так, что мимо него не пройдут. И все же перед тем как творить, выясните, способен ли потенциальный рекрутер оценить ваше творчество. Увы, некоторые начальники и директора служб по найму привыкли всегда быть слишком серьезными.

Автор: Анна Кутузова
Теги: 2012/4 , Инструкция , Работа
   

Другие материалы номера: